bb gg

amur gu

gosuslugi2

 

GIVC

trudvsem

fipi

12

 

minprosvrf

2

121

1

4

3

 

 

 

Родительское собрание "Синдром опустевшего гнезда"

 

photo 1522016480855 67a9f8416d98

Рано или поздно в каждой семье, где есть дети, наступает время, когда их пора отпускать во взрослую жизнь. Некоторые родители так сильно грустят об этом, что психологи и учёные выделили такое явление в отдельный синдром — опустевшего родительского гнезда. Несмотря на поэтичное название, трогательного в нём мало, ведь он приносит своим «обладателям» настоящие мучения, порой переходящие в длительную депрессию. Что же такое «синдром пустого родительского гнезда» и как с ним можно справиться?

 

Понятие синдрома

Синдром опустевшего гнезда назван по аналогии с гнездом семейным, которым принято обозначать родительский дом. Поначалу родители с детьми живут вместе, но затем шум и гам сменяются тишиной: дети вырастают и съезжают, чтобы обрести самостоятельность или построить свою, новую семью. 

Именно в этот момент и проявляется синдром: родители сталкиваются с душевным опустошением, депрессией, одиночеством. Им бывает нечем себя занять, но даже если они и находят себе хобби, то часто не могут сосредоточиться, поскольку все их мысли только о детях, «улетевших» в свободную жизнь. Скука, ощущение забытости и заброшенности, обида, чувство вины, эмоциональное напряжение — это отнюдь не полный список «сопровождающих» синдрома пустого родительского гнезда.

Причины появления

Считается, что синдром опустевшего родительского гнезда в среднем затрагивает людей в возрасте от 38 до 45 лет, как раз в самые пиковые моменты кризиса среднего возраста. Однако предпосылок для его появления может быть множество.

Чаще всего синдром настигает родителей, которые не работали и всё свое время посвящали детям: школа, уроки, дополнительные занятия, секции, совместные путешествия и досуг. А тут ребёнок вырастает, покидает родительский дом, а вместе с ним и уходит и привычная жизнь по расписанию. 

Родителю больше не нужно подстраиваться под учебный график и планировать отдых вместе с ребёнком. Казалось бы, человек должен испытать облегчение, но на его место нередко приходят депрессия, уныние и скука. Иногда это становится благодатной почвой для возникновения мыслей о бессмысленности жизни.

Нередко синдром опустевшего гнезда появляется на фоне других жизненных перемен, усугубляя их. Например, переезд, смена работы, развод, менопауза (и иные различные проблемы со здоровьем). У человека могут появиться мысли о непреодолимости чёрной полосы, от чего буквально опускаются руки.

К группе риска можно отнести родителей-одиночек. Они бросают все силы на то, чтобы вырастить ребёнка самостоятельно, порой отказываются от отношений и увлечений ради сына или дочери и их благополучия. Поэтому когда ребёнок вырастает и покидает родительский дом, мама или папа испытывают опустошение и начинают жалеть об упущенных возможностях. 

Как быть и что делать

Взросление детей действительно может быть болезненной темой для многих родителей. Однако пережить синдром пустого родительского гнезда можно, если задаться целью сделать свою жизнь счастливее без постоянного нахождения детей на расстоянии вытянутой руки.

Специалисты рекомендуют выполнять полезные рекомендации всем родителям, которые считают, что без детей в доме их жизнь теперь пуста и не имеет смысла.

 

Освойте интернет. Сегодня в сети можно найти прекрасную поддержку! Не только в лице профессиональных психологов, но и среди ровесников, тоже столкнувшихся с синдромом пустого родительского гнезда. В социальных сетях можно найти группы для поддержки и даже обзавестись настоящими друзьями.

 

Примите ситуацию. Постарайтесь принять тот факт, что ребёнок вырос и уже не нуждается в постоянном контроле. В конце концов, он не собственность мамы или папы, он отдельная личность со своими интересами, желаниями. А вот в чём дети по-прежнему нуждаются — так это в родительском понимании и поддержке. Это ведь просто смена место жительства, но быть вашими детьми от этого они не перестают!

 

Поддерживайте связь. Помните, что дети покидают отчий дом, а не переселяются на другую планету. У вас есть множество возможностей поддерживать с ними связь! Телефон, смс, мессенджеры, социальные сети и приложения с функцией видеозвонка. Главное, не перегибать палку, уважать право выросших детей на их свободу и соблюдать личные границы.

 

Найдите новое хобби. Если раньше ваш досуг приравнивался к досугу ребёнка, то теперь придется искать новое увлечение. Подумайте, чем вы всегда хотели заняться, но не находили возможности. Иностранными языками? Разведением орхидей? Сборкой кораблей в бутылках? Теперь у вас достаточно времени, чтобы с пользой для души проводить свободное время!

 

Говорите о своих эмоциях. Или записывайте их дневник. Это прекрасный метод самоконтроля, который позволяет распознавать деструктивные мысли ещё «на подлёте». Ведение дневника помогает справиться со своими чувствами, научиться лучше понимать себя и анализировать своё состояние.

 

Обращайтесь за помощью. Понимаете, что ваши переживания куда сильнее, чем вы думали? Полагаете, что депрессия давно началась и перешла на какой-то новый уровень? Истерики и слёзы стали чаще, а обиды обострились? Не стыдитесь и не бойтесь обратиться за профессиональной помощью к психологу или психиатру. Испытывать состояние тоски по детям — это нормально, а вот если это состояние начинает обостряться и причинять видимый дискомфорт вплоть до бессонницы или панических атак — здесь нужно уже действовать.

 

Хвалите себя. Подумайте о том, что вы не единственный родитель, который переживал этот этап. Хвалите себя! Вам посчастливилось вырастить прекрасных детей, которые достойно «вышли» во взрослую жизнь. Они самостоятельны, серьёзны, независимы, во многом благодаря вашему воспитанию.

 

Заведите питомца. Животное — это новые заботы и хлопоты, но обычно очень приятные. Многим домашний питомец помогает обрести друзей, новые интересы и стремления. Главное, тщательно подумать перед таким ответственным шагом и хорошенько взвесить собственные силы.

 

Уделяйте внимание близким. Возможно, пока дети жили с вами, не было времени чаще звонить родственникам или вести долгие вечерние разговоры с партнёром. Теперь у вас есть достаточно времени, чтобы заново узнавать друг друга, чаще писать друзьям или ходить в кино когда вздумается.

 

Синдром пустого родительского гнезда проявляется у всех родителей по-разному: у кого-то легче, а у кого-то тяжелее. Обращаем ваше внимание: если вы не справляетесь с внутренним кризисом, если появились проблемы со сном и аппетитом, постоянно снижено настроение, а своими силами себе помочь не получается — обязательно обращайтесь за профессиональной психологической помощью!

 

Родительское собрание «Впереди – 5 класс»

Вот и заканчивается обучение ваших детей в 4 классе. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взросле­нии. Это этап изменений, затрагивающий не только личностные особенности ребёнка, но и все его пси­хические функции и состояния. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся может быть отношения с педагогами.

Подробнее: Родительское собрание «Впереди – 5 класс»

Родительское собрание «Родителям больших детей».

Особенности старшего школьного возраста.

Старший школьник глазами взрослого


• Он или она как будто ничего не хочет, ничем не интересуется, совсем не думает о будущем.
• Постоянно «сидит в телефоне» — играет в игры или общается в соцсетях. Телефон как будто стал еще одной частью тела.
• Не умеет учиться, не запоминает требуемый объем информации, не выстраивает аналитических связей между явлениями и событиями, не воспринимает учебный материал. Если трудно, бросает, не доделав. Не сформирован навык преодоления трудностей, готовности совершать усилие.
• Проводит огромное количество времени перед зеркалом, уделяет внимание прическе, макияжу, выбору аксессуаров, разбирается в брендах одежды. Недоволен своей внешностью или чересчур зациклен на ней, иногда и то, и другое.
• Все интересы сосредоточены на друзьях и подругах.
• Настроение скачет, периоды спокойного и конструктивного общения сменяются истериками, хамством, хлопаньем дверьми.
• Ни во что ни ставит родителей, говорить с ним стало сущей пыткой, потому что ты ни в чем не разбираешься и ничего не понимаешь.
• Сколько бы ты ни просил его мыть за собой чашку, он будет оставлять ее грязной на столе и никогда не вытрет за собой крошки. Вообще привлечь подростка к участию в домашних делах — задача не для слабонервных.
• От него пахнет сигаретами, а иногда алкоголем. Возможно, появились опасные увлечения и подозрительные знакомые.


Все перечисленное выше — классические жалобы родителей, страдающих от невозможности наладить отношения с подростком и от беспокойства за его будущее. Понятно, что не все пункты присутствуют у каждого старшего школьника. Бывают семьи, где родители сохраняют хороший контакт с подростками, а дети остаются вменяемыми и конструктивными. В этом случае проблемное поведение не будет острым, но какие-то формы протеста, скорее всего, будут присутствовать и у таких подростков. Просто они будут сглажены, или касаться не важных сторон жизни, а мелочей вроде незакрытой дверцы шкафа, или просто будут реже проявляться. Проанализируем приведенные жалобы с точки зрения особенностей возраста и социально-психологической ситуации развития старшего школьника.


Почему он такой?


• Отсутствие «правильных», социально одобряемых увлечений, мыслей о выборе вуза или профессии — чаще всего форма протеста против давления со стороны взрослых. «С такой подготовкой вы не сдадите ЕГЭ», — постоянно слышат дети в школе и дома, перепуганные родители по вечерам накачивают своей тревогой детей. Психика просто не выдерживает всего этого, и подросток говорит себе: «Ну и черт с ним, ну и не сдам, наплевать. Раз все равно не поступлю, куда хотел, — какая разница?» На самом деле большинство подростков очень боятся выпускных экзаменов и говорят об этом с друзьями или с теми взрослыми, кому они доверяют. «Пофигизм» — естественная психологическая защита от постоянной тревоги.
• Другая причина видимого равнодушия к собственному будущему — печальный опыт «за меня все равно все решат». Бывает, что мнения подростка никто никогда не спрашивает, потому ли, что взрослые «лучше знают», или они не особенно включаются в его судьбу. Но он знает: как-нибудь само все устроится, кто-то что-то решит в моей судьбе, а я уж подстроюсь. В этой ситуации он тянет лямку жизни, а не живет, — и не важно, «пристроят» его в МГИМО или в автослесарный колледж. И дипломатическая карьера, и работа автомеханика могла бы приносить ему радость, если бы он выбрал это сам.
• Часто родители забывают, что подросток умеет быть упорен и последователен в достижении какой-то важной ему цели. Если он не интересуется математикой, но непрерывно совершенствуется в какой-то бессмысленной с точки зрения родителей области вроде освоения сложных трюков на велосипеде или в технике рисования персонажей из мультфильмов, — это хороший признак. У него есть интересы, есть энергия для того, чтобы ставить цели и добиваться их, а это не менее важно, чем математика! А кроме того, у него есть зона успешности и компетентности, где он не чувствует себя неудачником.
• Гаджеты — актуальная проблема современности, и касается она отнюдь не только подростков. Взрослые и сами постоянно «сидят в телефоне», но почему-то ругают за это детей. А для подростков телефон — еще и способ отгородиться от назойливого внимания взрослых, хотя бы условно и ненадолго оказаться в собственном, более интересном мире, где их ценят и принимают. Для детей, долгое время находившихся в небезопасной ситуации или ощущающих свою жизнь как небезопасную, компьютерная игра становится островком мнимой стабильности.
• Тема внешней привлекательности — абсолютно естественная потребность подростка старшего школьного возраста, как и повышенный интерес к общению со сверстниками. Ведущая потребность возраста у них — вовсе не учеба, а общение с друзьями и романтическим интересом.
• Перепады настроения вызваны неустойчивым гормональным фоном, а то, что он перестал слушаться и начал грубить, — часть процесса сепарации от родителей. Это естественный этап взросления, когда человек начинает «примерять» на себя роль взрослого, которому никто не указывает, что ему делать. В большинстве случаев период бурного протеста благополучно завершается, когда подросток понимает, что он уже действительно официально признан взрослым и никто не покушается на его права. Но до тех пор, пока он требует к себе взрослого отношения (понимая под этим свободу, но не ответственность), а родитель видит в нем ребенка и пытается его контролировать, — обоим приходится трудно.
• Подросток скорее услышит мнение человека, который относится к нему с уважением и интересом, чем мнение того, кто ему не доверяет. Родителю может быть страшно умерить контроль за взрослеющим ребенком, но на самом деле, в подростковом возрасте человек способен скрыть все, что захочет, поэтому доверительные отношения гораздо важнее попыток оградить ребенка от риска и опасных увлечений. Если у него хорошие отношения с родителями, он справится с опасностями, а где потребуется, сам спросит совета.
• И наконец, самое важное. Подростки старшего школьного возраста очень часто ведут себя так, как будто родители им вовсе не нужны и только мешают. Бывает, что они так и говорят, и родителям очень обидно это слышать. Бывает, что сами подростки так думают. Но дело в том, что это неправда. Родители им очень нужны, даже если они не всегда это понимают. Потому что родители — это те люди, которые останутся рядом, невзирая ни на что.

photo 1500771309643 de18b0aea901

Телефон доверия

В рамках мероприятий к 10-летию ДТД для повышения уровня информированности о возможности получения экстренной психологической помощи в дистанционной форме Фондом проведены четыре Всероссийские  PR-акции, материалы которых также предлагаются к использованию:
- общероссийская акция «Голос доверия», в которой 10 популярных актеров, музыкантов и блогеров в прямом эфире ответили на вопросы школьников из разных городов страны о своем опыте взросления, построении отношений с родителями и сверстниками, преодолении одиночества и жизненных трудностей;
- юмористическое ток-шоу «Семья вверх тормашками», в котором известные ведущие, актеры и эксперты-психологи разобрали 10 самых актуальных тем детско-родительских отношений, предлагая посмотреть на
них с неожиданной стороны или ставя родителя на место ребенка;
- психологическая онлайн-игра «В поисках Башни», основанная на интерактивных игровых техниках для проработки типичных подростковых проблем в эмоциональном общении и противостоянии негативному давлению (игра адаптирована как для самостоятельного прохождения, так и для 2
группового проведения с углубленной проработкой заданий и психологических техник со специалистами в качестве помощников);
- интеллектуальная игра-квиз «Как стать крутым - 10 лайфхаков о доверии от звезд» с видео-вопросами от известных представителей 10 профессий (актера, ученого, космонавта и т.д.) и комментариями психолога, демонстрирующими подросткам, как поверить в себя и воспитать лидерские качества, стать успешным в выбранной профессии, справиться со страхом и  еуверенностью (игра разработана для учеников 1-5 и 6-11 классов).
Записи трансляций ток-шоу «Голос доверия» и «Семья вверх тормашками» доступны на сайте ДТД https://telefon-doveria.ru/ и на YouTube- канале https://www.youtube.com/channel/UCJ32UJtjzS3bijwz3iOxsvA

В течение 2021 года вариант игры «В поисках Башни» для самостоятельного прохождения в онлайн-формате будет доступен по ссылке https://telefondoveria.ru/vpoiskahbashni/#game.
Материалы онлайн-игры «В поисках Башни» и игры-квиза «Как стать крутым – 10 лайфхаков о доверии от звезд» (сценарии, инструкции, видеоролики, макеты, раздаточные материалы и рекомендации к проведению)
объединены в электронные «методические кейсы» и доступны для самостоятельного проведения в любой подростковой группе 

Родительское собрание «Адаптация в первом классе»

По статистике, большинство деток с восторгом ждут момента, когда они впервые переступят порог школы. А она берет и встречает целым набором требований, которые кардинально отличаются от привычных условий дома, детского сада или подготовительных занятий. Беззаботный период, когда можно было проводить время размеренно и играючи, сменяется уроками, необходимостью ежедневного умственного труда, требующего от новоиспеченного первоклашки повышенного внимания, усидчивости и правильности осанки в течение всего урока. А ведь еще нужно найти «общий язык» с учителем, многочисленными одноклассниками, научиться быть дисциплинированным, соответствуя новым правилам.

Психика еще недавнего малыша напрягается, ей требуются время и помощь, чтобы перестроиться и свыкнуться с новыми условиями. Этот период привыкания и овладения новыми навыками называется адаптация школьников.

Адаптация первоклассников в школе – это становление социализации ребенка, его включение в систему новых отношений, привыкание к нормам и правилам учебного заведения и переход к систематическому обучению. Сколько времени она займет и насколько легко пройдет для ребенка, всецело зависит от согласованной работы родителей, учителя, психолога, школьной администрации, а также влияния ряда условий:   

Стандартно психологи отводят на период адаптации к школе от 1 недели до полугода и выделяют три уровня:

Высокий. Ребенок быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, учиться идет с удовольствием, не нуждается в дополнительной мотивации. Без проблем находит общий язык с одноклассниками, не испытывает страха или стеснения перед учителем, с легкостью осваивает основной материал, справляется с более сложными задачами, выходящими за рамки программы. Он здоров, невротические реакции не наблюдаются.

Средний. Привыкание к условиям школьной жизни растягивается до 2-3 месяцев. Школьник внимателен, усидчив, отношения с другими ребятами дружелюбные. Посещение учебного заведения не вызывает негативных эмоций, равно как и положительных. Могут наблюдаться отставание от программы, «уходы в себя», перепады настроения. Выполнять задания самостоятельно не получается, требуются постоянный контроль и стимулирование.

Низкий. Первоклассник не испытывает радости от посещения школы. Тяжело просыпается утром, постоянно находит причины, чтобы пропустить занятия. У него наблюдаются невротические состояния: страхи, потеря аппетита, расстройства сна, вялость, или наоборот, чрезмерная возбудимость. Школьный материал для него сложен, ребенок усваивает его отдельными фрагментами. Нарушает дисциплину, не видит в учителе авторитета.

Когда первоклассник демонстрирует устойчивое нежелание ходить в школу, причины трудностей в адаптации могут крыться в следующем:

- завышенные требования родителей

- непонимание школьного материала;

- систематические неудачи;

- отсутствие признания ребенка «своим» классом;

- внутренние причины (страх перед неудачей, зажатость, отсутствие мотивации и пр.);

- большой объем внеурочной деятельности (секции, кружки, домашние обязанности), из-за которой ученик сильно устает или попросту не успевает уделить должное внимание учебе.

Советы родителям:

1. Не совмещайте начало школьной жизни с обилием дополнительных внеурочных занятий и всевозможных секций.

2. Соблюдайте режим дня своего школьника.

3. Не расширяйте список его домашних обязанностей, мотивируя это новым статусом «школьника».

4. Не требуйте завышенных результатов, при не достижении которых в малыше генерируется чувство вины.

5. Не бойтесь обсуждать моменты, которые тревожат вас в поведении сына или дочери. Будьте в курсе, комфортно ли ребенку в классе, нет ли сложностей в общении с другими ребятами, не нужна ли ему помощь в налаживании отношений с ними.

6. Хвалите, поддерживайте, подчеркивайте его успехи, да и в целом – больше времени проводите вместе.

7. Объясняйте, что каждый может ошибаться, ребенок должен понимать, что ошибка – это повод все исправить, и не терял веру в свои силы.

8. Следите за своей речью – то, что вы говорите своему школьнику, должно мотивировать на исправление поведения и дальнейшее развитие, а не обижать или унижать. Например, вместо того, чтобы отрезать «не ври мне!», скажите мягче – «мне неприятно, что ты меня обманываешь».

Действуйте в подобном позитивном ключе и вам удастся не только совместными усилиями незаметно преодолеть адаптационный период, но и поддержать детскую индивидуальность, поспособствовать ее дальнейшему развитию.

 photo 1

by joomlana.net