Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

phoneСлужба работает во всех субъектах Российской Федерации.

Дети, подростки, их родители, иные граждане при звонке на номер 8-800-2000-122 в любом населенном пункте со стационарных или мобильных телефонов могут получить психологическую помощь специалистов действующих региональных служб, оказываемую на принципах анонимности, конфиденциальности. Звонок для обратившегося всегда бесплатен.

bb gg

obyasnyem

gosuslugi2

 

GIVC

trudvsem

fipi

12

 

minprosvrf

2

121

1

4

3

 

 

 

Что такое буллинг?

Обновлено 29.04.2022 07:51

буллинг 

Тема буллинга стала активно обсуждаться в последние 30-40 лет. Однако это совсем не новое явление.

Чаще всего, обсуждая этот вопрос, мы фокусируемся на методах работы с жертвой и агрессором, забывая, что в травлю вовлечены и зачастую питают, и поддерживают ее гораздо больше участников.

Буллинг – это не про жертву, которая почему-то «не такая, как все», и агрессора, не про класс, а про общество и ментальность.

Что такое буллинг?

Буллинг (англ. byllying) – это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, также это может быть преследование группой лиц. Выражаясь простым языком, буллинг – это травля.

Традиционно фокусируются на двух ролях участников травли: жертва и агрессор, забывая о не менее важных и, в некоторых случаях, ключевых ролях – наблюдателя и взрослого (учителя, родителя).

Кого буллят: причины и участники буллинга

Следует помнить, что определенной единой причины выбора жертвы нет. Согласно исследованиям, проведенным в США, распространенными причинами агрессии становятся внешний вид, раса, этническая принадлежность, пол, инвалидность, религия, сексуальная ориентация.

Обычно травле подвергаются дети, которые чем-то отличаются от других. Жертвы более эмоциональные, реагируют на критику, имеют заниженную самооценку. Возможно, у ребенка-жертвы слишком строгие родители, которые также буллят его.

Мы не говорим с детьми об индивидуальности. В школе детей заставляют «сдружиться», хотя дети не обязаны дружить, уважения друг к другу будет вполне достаточно. Буллинг начинается, когда дети забывают о своей индивидуальности и просто считают себя «кучей».

Жертва

Буллинг оказывает влияние на психику человека, и этот опыт останется с ним на всю жизнь. У кого-то последствия могут быть крайне тяжелыми, например, РПП, депрессия, неуверенность в себе, самоповреждающее поведение.

Работа со специалистами поможет минимизировать последствия травли, снизить «тонкокожесть» ребенка, специалист поможет раскрыть сильные стороны жертвы. Очень важно донести до «жертвы», что дело вовсе не в нем, и что с ним все в порядке.

Иногда переход в другой класс или школу помогает решить проблему буллинга, но не всегда.

В памяти человека это останется навсегда, даже если ему удалось выбраться из этой ситуации, так или иначе, человек будет это помнить.

Агрессор

Для агрессора буллинг — способ самоутвердиться. Так он понимает, что у него есть власть. Агрессорами становятся дети, у которых есть комплексы, возможно, родители дома применяют к ним силу. Это могут быть дети с гиперопекой или гипоопекой.

Наблюдатель

Обычно мы не считаем себя участниками буллинга, кого-то буллили, мы это видели, но в этом случае мы не относим себя к соучастникам. Однако в соответствии с американскими исследованиями, буллинг существует потому, что есть наблюдатели.

Последствия буллинга

Буллинг имеет последствия не только «здесь и сейчас», но и влияет на дальнейшую жизнь всех участников процесса. Дети, которые подвергаются издевательствам, с большей вероятностью имеют низкую самооценку, плохо учатся, имеют мало друзей, негативно относятся к школе, испытывают физические симптомы (такие, как головные боли, боли в животе или проблемы со сном), а также проблемы с психическим здоровьем (такие, как депрессия, суицидальные мысли и тревога). Ощущение, что я не такой, иногда выправляется, но не всегда.

К тому же ребенок-жертва может снова ей стать в другом коллективе, например, на работе, в университете, в отношениях, так как человек ведет себя как потенциальная жертва, для него становится нормальным, что над ним издеваются.

Что касается последствий для агрессора: низкая успеваемость и прогулы, драки, воровство, вандализм, употребление алкоголя и табака. То есть и в школе, и после окончания школы существуют высокие риски делинквентного (отклоняющегося от нормы), асоциального поведения. Зачастую агрессор испытывает сложности с выстраиванием и поддержанием отношений.

Что касается наблюдателей, то в раннем возрасте у нас присутствует естественное желание поддержать жертву из чувства эмпатии. Если долго наблюдать буллинг, эмпатия исчезает, а у наблюдателя появляются комплекс «безмолвного свидетеля» и бессилие. Со временем человек становится уверен в том, что он не может ничего сделать в той или иной ситуации.

Как можно предотвратить травлю: профилактика буллинга

Существующие исследования показывают, что масштабы травли в школе можно значительно снизить с помощью комплексных общешкольных программ. Эти программы профилактики должны включать в себя работу не только с детьми, но и со взрослыми, включая учителей и родителей.

Ведь очень часто ребенок может услышать от учителя или родителей фразу «Ты сам виноват» или «Поменяй свое поведение, и он/она/они отстанут», а самое распространенное – это «Не обращай внимание». Все эти «советы» не работают.

Взрослые коллективы

Как правило, когда мы говорим о буллинге, чаще всего речь идет именно о детях, но травля может быть и во взрослых коллективах. Дело лишь в том, что взрослые не называют это буллингом.

Яркий пример буллинга во взрослом коллективе – это дедовщина, или «новичок» пришел работать в новый коллектив. «Новичок» приходит в новый коллектив = «новичок» приходит в новый класс. Взрослый человек может так же столкнуться с травлей на новом месте работы, как и ребенок, который перешел в новую школу или класс.

Кибербуллинг

Это вовсе не отдельный тип буллинга. Онлайн-буллинг тесно связан с офлайн-буллингом. Исследования показывают, что только 1-2% - это «самостоятельный» кибербуллинг, остальные 98-99% связаны с буллингом в офлайне. Ведь гораздо проще и «удобнее» травить кого-то в интернете, потому что на просторах сети это можно делать анонимно, писать что угодно, при этом ответственность за эти действия отсутствует. К тому же не придется смотреть человеку в глаза, следовательно, гораздо легче обидеть.

Как победить буллинг?

Буллинг нельзя побороть без участия взрослых. Проблема заключается в том, что взрослые не знают, что делать, и чаще всего просто «выходят» из ситуации.

Если привлечь и родителей, и учителей к решению этой проблемы, то тогда есть шанс справиться с травлей.

Задача родителей – уделять внимание своему ребенку и говорить с ним. Дать ему понять, что вы рядом, вы здесь, с вами можно поделиться своими проблемами, вы всегда готовы прийти на помощь и защитить его. Нашим детям нужны не только телефоны последней модели и дорогая одежда, прежде всего, им нужны родители, которые обращают на них внимание. Проявление любви к детям – это, в первую очередь, научиться слышать и слушать своих детей. Если не знаете, с чего начать, обратитесь к семейному психологу.

Задача учителя – не допускать травлю. Если учитель не транслирует нетерпимость буллинга, дети считают, что если можно учителю, то и нам тоже. Педагогу нужно объяснить детям, что мы помогаем и поддерживаем друг друга. Подростки, подвергшиеся травле, чаще всего сообщали, что поддержка со стороны наблюдателей-одноклассников, явная демонстрация неодобрения травли с их стороны чаще всего меняли ситуацию к лучшему.

Успеха в преодолении буллинга пока нет.

Главное – помнить одно простое правило: ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Очень важно начать с себя.

Гораздо проще буллить слабого, чем поменять себя и научиться видеть в другом человеке индивидуальность.

Буллинг

by joomlana.net