Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

bb gg

amur gu

gosuslugi2

 

GIVC

trudvsem

fipi

12

 

minprosvrf

2

121

1

4

3

 

 

 

Доверие – основа отношений в семье

photo 1578357078586 491adf1aa5ba

Истинное счастье иметь того, кому можешь открыть свою душу без страха быть преданным и обсмеянным. (Эрих Мария Ремарк)

Любые взаимоотношения в первую очередь строятся на доверии. Его очень легко потерять и крайне сложно вернуть. Очень часто родителей волнует вопрос, как быть откровенными с детьми и иметь хорошие доверительные отношения. Доверием считается душевное спокойствие, которое вызвано уверенностью в близком и любимом человеке.

По мнению психологов практически все дети рождаются доверчивыми. В самом раннем возрасте они полностью полагаются на маму. Она заботится о ребенке, кормит, моет и оберегает. Поэтому первоначально доверие возникает именно к маме, а только потом к папе, бабушкам и дедушкам. От поведения родителей зависит - разовьется доверие или нет.

Причины потери доверия

Когда ребенок начинает подрастать, у взрослых очень часто не хватает времени на общение. Также очень негативно сказывается постоянный обман со стороны родителей. Не стоит обещать того, что выполнить вы не в состоянии. Частый даже незначительный обман постепенно будет приводить к потере доверия.

Любые виды физических наказаний приводят к нежелательным последствиям. Постоянная ругань и угрозы очень сильно разрушают авторитет взрослого. Ребенок обязательно начнет замыкаться в себе. Также дети, которые подвергаются наказаниям, достаточно часто начинают врать, чтобы их избежать. Только душевные разговоры могут избавить малыша от страхов.

Не стоит думать, что при помощи дарения постоянных подарков можно поддержать и наладить доверие. Это совершенно не так.

Если ребенок потерял доверие к своей семье, это приводит к его замкнутости, одиночеству и неуверенности в себе. Такие дети вырастают совершенно неприспособленными к жизни. Они не умеют справляться с трудными ситуациями. Поэтому доверительные и добрые отношения являются залогом гармоничного развития ребенка и счастливой дальнейшей жизни.

Как сохранить и вернуть доверие ребенка

Вся ответственность за сохранение доверия лежит на плечах родителей. Поэтому они обязаны проявлять инициативу. Взрослые в первую очередь должны уметь контролировать свои чувства и эмоции. Иногда очень сложно сдержать и не накричать на ребенка. Если же родители позволили себе грубость, то нужно обязательно уметь признаваться в своих ошибках. Перед ребенком надо извиняться и просить прощение. Это очень важно и помогает сохранить доверие. Ребенок необычайно тонко чувствует ложь и обман.

Чтобы наладить или вернуть доверие ребенка, взрослые должны начать с себя, при необходимости даже попытаться измениться. Родители не должны подавать плохого примера.

Нужно проявлять свою любовь и привязанность в самый неожиданный момент. Чем меньше ребенок этого ожидает, тем более приятно ему будет.

Очень важно уважать чувства и мнение ребенка. Никогда не стоит говорить детям обидные слова. Даже данное в шутку прозвище может его сильно обидеть и задеть. Чем старше становится ребенок, тем более болезненно он это воспринимает. Не стоит ставить своего ребенка в неловкое положение. Категорически нельзя ему делать замечания при взрослых, а особенно при сверстниках. Это очень сильно ранит детей.

Родители не должны обсуждать поведение и негативные стороны ребенка с посторонними людьми, особенно в его присутствии. Поставьте себя на его место и тогда вы поймете как это неприятно.

Очень часто потеря доверия происходит в связи с завышенными требованиями, которые родители предъявляют своим детям. Они требуют от ребенка определенного уровня успеваемости в школе или спорте. Но все дети совершенно разные. Некоторые даже очень стараясь, не могут приносить одни пятерки. Также выбранная секция может не нравиться ребенку и он ее посещает только потому, что так хотят родители. В этом случае отношения могут быть напряженными. Поэтому не стоит ставить перед ребенком завышенные требования. Важно узнать, что ему интересно и чем хочется заниматься в свободное время.

Очень важно привлекать ребенка с самого маленького возраста к участию в домашних делах и обсуждениях. Ему важно чувствовать, что ему доверяют. Никогда не стоит ругать детей, если у них что-то не получается. Очень важно хвалить и поддерживать ребенка во всех его начинаниях. Привлечение к делам приучает его к труду, вместе с тем сильно сближая с родителями. Также такие дети более уважительно относятся к своим маме и папе. Все задания для детей должны быть безопасными и несложными.

Большое значение для правильного развития ребенка имеет удовлетворение потребности в общении со сверстниками. Родители обязательно должны помочь ему наладить их и научить, как нужно правильно дружить. Ребенок должен быть всегда уверен, что мама с папой его могут защитить и подсказать. Ребенок не должен оставаться наедине со своими проблемами. Поэтому даже очень занятые родители должны находить время для общения со своим ребенком.

Любовь и доверие

Большое значение для создания доверительных отношений играет любовь и хорошая эмоциональная обстановка в семье. Очень важно с раннего детства развивать способности у своих детей. Можно воспитывать чувство любви и ответственности у своего ребенка. Для этого многие психологи рекомендуют завести домашнее животное. Это решение нужно принимать вместе с ребенком и заботу о питомце возложить на него. Взрослые должны научить ребенка правильно за ним ухаживать. Он должен понимать, что неосторожные и неправильные действия способны причинить питомцу много боли и серьезный вред. Ребенок при наличии домашнего животного избавляется от чувства одиночества, он становится нужным и важным для кого-то. Он по-другому посмотрит на отношения в своей семье.

Очень большое значение в отношениях между взрослыми и детьми играют совместные игры. Они позволяют сильно сблизиться с детьми, а также обязательно принесут много удовольствия. Ребенок развивается во время таких игр и учится доверять маме. Выходные можно посвятить совместным прогулкам и занятиям спортом. Например, семейные катания на лыжах или велосипедах.

Доверительные отношения между родителями и подростками

Большинство подростков имеют проблемы с родителями. Им кажется, что их свобода постоянно ущемляется. Им постоянно приходится доказывать родителям, что они уже не дети. Поэтому очень сложно в этот период иметь доверительные и теплые отношения.

Родители должны очень сильно изменить свое поведение по отношению к своим детям. Важно знать особенности развития в подростковом возрасте. Не нужно постоянно выражать недовольство действиями и поступками ребенка. Ему и так достаточно сложно. Именно в этом возрасте у него появляется первая сильная влюбленность, он постепенно начинает привыкать к роли взрослого человека.

Поэтому родители обязательно должны оказать психологическую поддержку своему ребенку. Крайне важно верить и любить его. Не стоит осуждать его и все запрещать. У него обязательно должна быть свобода в выборе друзей, интересов, симпатий и антипатий. Не стоит ему навязывать свое мнение. Контроль должен быть ненавязчивым. Но родители обязательно должны знать, где и с кем находится подросток. Нужно избегать допросов. Категорически запрещено читать дневники, личную переписку и сообщения. Утраченное доверие восстановить очень сложно.

Родительское собрание "Синдром опустевшего гнезда"

 

photo 1522016480855 67a9f8416d98

Рано или поздно в каждой семье, где есть дети, наступает время, когда их пора отпускать во взрослую жизнь. Некоторые родители так сильно грустят об этом, что психологи и учёные выделили такое явление в отдельный синдром — опустевшего родительского гнезда. Несмотря на поэтичное название, трогательного в нём мало, ведь он приносит своим «обладателям» настоящие мучения, порой переходящие в длительную депрессию. Что же такое «синдром пустого родительского гнезда» и как с ним можно справиться?

 

Понятие синдрома

Синдром опустевшего гнезда назван по аналогии с гнездом семейным, которым принято обозначать родительский дом. Поначалу родители с детьми живут вместе, но затем шум и гам сменяются тишиной: дети вырастают и съезжают, чтобы обрести самостоятельность или построить свою, новую семью. 

Именно в этот момент и проявляется синдром: родители сталкиваются с душевным опустошением, депрессией, одиночеством. Им бывает нечем себя занять, но даже если они и находят себе хобби, то часто не могут сосредоточиться, поскольку все их мысли только о детях, «улетевших» в свободную жизнь. Скука, ощущение забытости и заброшенности, обида, чувство вины, эмоциональное напряжение — это отнюдь не полный список «сопровождающих» синдрома пустого родительского гнезда.

Причины появления

Считается, что синдром опустевшего родительского гнезда в среднем затрагивает людей в возрасте от 38 до 45 лет, как раз в самые пиковые моменты кризиса среднего возраста. Однако предпосылок для его появления может быть множество.

Чаще всего синдром настигает родителей, которые не работали и всё свое время посвящали детям: школа, уроки, дополнительные занятия, секции, совместные путешествия и досуг. А тут ребёнок вырастает, покидает родительский дом, а вместе с ним и уходит и привычная жизнь по расписанию. 

Родителю больше не нужно подстраиваться под учебный график и планировать отдых вместе с ребёнком. Казалось бы, человек должен испытать облегчение, но на его место нередко приходят депрессия, уныние и скука. Иногда это становится благодатной почвой для возникновения мыслей о бессмысленности жизни.

Нередко синдром опустевшего гнезда появляется на фоне других жизненных перемен, усугубляя их. Например, переезд, смена работы, развод, менопауза (и иные различные проблемы со здоровьем). У человека могут появиться мысли о непреодолимости чёрной полосы, от чего буквально опускаются руки.

К группе риска можно отнести родителей-одиночек. Они бросают все силы на то, чтобы вырастить ребёнка самостоятельно, порой отказываются от отношений и увлечений ради сына или дочери и их благополучия. Поэтому когда ребёнок вырастает и покидает родительский дом, мама или папа испытывают опустошение и начинают жалеть об упущенных возможностях. 

Как быть и что делать

Взросление детей действительно может быть болезненной темой для многих родителей. Однако пережить синдром пустого родительского гнезда можно, если задаться целью сделать свою жизнь счастливее без постоянного нахождения детей на расстоянии вытянутой руки.

Специалисты рекомендуют выполнять полезные рекомендации всем родителям, которые считают, что без детей в доме их жизнь теперь пуста и не имеет смысла.

 

Освойте интернет. Сегодня в сети можно найти прекрасную поддержку! Не только в лице профессиональных психологов, но и среди ровесников, тоже столкнувшихся с синдромом пустого родительского гнезда. В социальных сетях можно найти группы для поддержки и даже обзавестись настоящими друзьями.

 

Примите ситуацию. Постарайтесь принять тот факт, что ребёнок вырос и уже не нуждается в постоянном контроле. В конце концов, он не собственность мамы или папы, он отдельная личность со своими интересами, желаниями. А вот в чём дети по-прежнему нуждаются — так это в родительском понимании и поддержке. Это ведь просто смена место жительства, но быть вашими детьми от этого они не перестают!

 

Поддерживайте связь. Помните, что дети покидают отчий дом, а не переселяются на другую планету. У вас есть множество возможностей поддерживать с ними связь! Телефон, смс, мессенджеры, социальные сети и приложения с функцией видеозвонка. Главное, не перегибать палку, уважать право выросших детей на их свободу и соблюдать личные границы.

 

Найдите новое хобби. Если раньше ваш досуг приравнивался к досугу ребёнка, то теперь придется искать новое увлечение. Подумайте, чем вы всегда хотели заняться, но не находили возможности. Иностранными языками? Разведением орхидей? Сборкой кораблей в бутылках? Теперь у вас достаточно времени, чтобы с пользой для души проводить свободное время!

 

Говорите о своих эмоциях. Или записывайте их дневник. Это прекрасный метод самоконтроля, который позволяет распознавать деструктивные мысли ещё «на подлёте». Ведение дневника помогает справиться со своими чувствами, научиться лучше понимать себя и анализировать своё состояние.

 

Обращайтесь за помощью. Понимаете, что ваши переживания куда сильнее, чем вы думали? Полагаете, что депрессия давно началась и перешла на какой-то новый уровень? Истерики и слёзы стали чаще, а обиды обострились? Не стыдитесь и не бойтесь обратиться за профессиональной помощью к психологу или психиатру. Испытывать состояние тоски по детям — это нормально, а вот если это состояние начинает обостряться и причинять видимый дискомфорт вплоть до бессонницы или панических атак — здесь нужно уже действовать.

 

Хвалите себя. Подумайте о том, что вы не единственный родитель, который переживал этот этап. Хвалите себя! Вам посчастливилось вырастить прекрасных детей, которые достойно «вышли» во взрослую жизнь. Они самостоятельны, серьёзны, независимы, во многом благодаря вашему воспитанию.

 

Заведите питомца. Животное — это новые заботы и хлопоты, но обычно очень приятные. Многим домашний питомец помогает обрести друзей, новые интересы и стремления. Главное, тщательно подумать перед таким ответственным шагом и хорошенько взвесить собственные силы.

 

Уделяйте внимание близким. Возможно, пока дети жили с вами, не было времени чаще звонить родственникам или вести долгие вечерние разговоры с партнёром. Теперь у вас есть достаточно времени, чтобы заново узнавать друг друга, чаще писать друзьям или ходить в кино когда вздумается.

 

Синдром пустого родительского гнезда проявляется у всех родителей по-разному: у кого-то легче, а у кого-то тяжелее. Обращаем ваше внимание: если вы не справляетесь с внутренним кризисом, если появились проблемы со сном и аппетитом, постоянно снижено настроение, а своими силами себе помочь не получается — обязательно обращайтесь за профессиональной психологической помощью!

 

Родительское собрание «Впереди – 5 класс»

Вот и заканчивается обучение ваших детей в 4 классе. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взросле­нии. Это этап изменений, затрагивающий не только личностные особенности ребёнка, но и все его пси­хические функции и состояния. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся может быть отношения с педагогами.

Подробнее: Родительское собрание «Впереди – 5 класс»

Родительское собрание «Родителям больших детей».

Особенности старшего школьного возраста.

Старший школьник глазами взрослого


• Он или она как будто ничего не хочет, ничем не интересуется, совсем не думает о будущем.
• Постоянно «сидит в телефоне» — играет в игры или общается в соцсетях. Телефон как будто стал еще одной частью тела.
• Не умеет учиться, не запоминает требуемый объем информации, не выстраивает аналитических связей между явлениями и событиями, не воспринимает учебный материал. Если трудно, бросает, не доделав. Не сформирован навык преодоления трудностей, готовности совершать усилие.
• Проводит огромное количество времени перед зеркалом, уделяет внимание прическе, макияжу, выбору аксессуаров, разбирается в брендах одежды. Недоволен своей внешностью или чересчур зациклен на ней, иногда и то, и другое.
• Все интересы сосредоточены на друзьях и подругах.
• Настроение скачет, периоды спокойного и конструктивного общения сменяются истериками, хамством, хлопаньем дверьми.
• Ни во что ни ставит родителей, говорить с ним стало сущей пыткой, потому что ты ни в чем не разбираешься и ничего не понимаешь.
• Сколько бы ты ни просил его мыть за собой чашку, он будет оставлять ее грязной на столе и никогда не вытрет за собой крошки. Вообще привлечь подростка к участию в домашних делах — задача не для слабонервных.
• От него пахнет сигаретами, а иногда алкоголем. Возможно, появились опасные увлечения и подозрительные знакомые.


Все перечисленное выше — классические жалобы родителей, страдающих от невозможности наладить отношения с подростком и от беспокойства за его будущее. Понятно, что не все пункты присутствуют у каждого старшего школьника. Бывают семьи, где родители сохраняют хороший контакт с подростками, а дети остаются вменяемыми и конструктивными. В этом случае проблемное поведение не будет острым, но какие-то формы протеста, скорее всего, будут присутствовать и у таких подростков. Просто они будут сглажены, или касаться не важных сторон жизни, а мелочей вроде незакрытой дверцы шкафа, или просто будут реже проявляться. Проанализируем приведенные жалобы с точки зрения особенностей возраста и социально-психологической ситуации развития старшего школьника.


Почему он такой?


• Отсутствие «правильных», социально одобряемых увлечений, мыслей о выборе вуза или профессии — чаще всего форма протеста против давления со стороны взрослых. «С такой подготовкой вы не сдадите ЕГЭ», — постоянно слышат дети в школе и дома, перепуганные родители по вечерам накачивают своей тревогой детей. Психика просто не выдерживает всего этого, и подросток говорит себе: «Ну и черт с ним, ну и не сдам, наплевать. Раз все равно не поступлю, куда хотел, — какая разница?» На самом деле большинство подростков очень боятся выпускных экзаменов и говорят об этом с друзьями или с теми взрослыми, кому они доверяют. «Пофигизм» — естественная психологическая защита от постоянной тревоги.
• Другая причина видимого равнодушия к собственному будущему — печальный опыт «за меня все равно все решат». Бывает, что мнения подростка никто никогда не спрашивает, потому ли, что взрослые «лучше знают», или они не особенно включаются в его судьбу. Но он знает: как-нибудь само все устроится, кто-то что-то решит в моей судьбе, а я уж подстроюсь. В этой ситуации он тянет лямку жизни, а не живет, — и не важно, «пристроят» его в МГИМО или в автослесарный колледж. И дипломатическая карьера, и работа автомеханика могла бы приносить ему радость, если бы он выбрал это сам.
• Часто родители забывают, что подросток умеет быть упорен и последователен в достижении какой-то важной ему цели. Если он не интересуется математикой, но непрерывно совершенствуется в какой-то бессмысленной с точки зрения родителей области вроде освоения сложных трюков на велосипеде или в технике рисования персонажей из мультфильмов, — это хороший признак. У него есть интересы, есть энергия для того, чтобы ставить цели и добиваться их, а это не менее важно, чем математика! А кроме того, у него есть зона успешности и компетентности, где он не чувствует себя неудачником.
• Гаджеты — актуальная проблема современности, и касается она отнюдь не только подростков. Взрослые и сами постоянно «сидят в телефоне», но почему-то ругают за это детей. А для подростков телефон — еще и способ отгородиться от назойливого внимания взрослых, хотя бы условно и ненадолго оказаться в собственном, более интересном мире, где их ценят и принимают. Для детей, долгое время находившихся в небезопасной ситуации или ощущающих свою жизнь как небезопасную, компьютерная игра становится островком мнимой стабильности.
• Тема внешней привлекательности — абсолютно естественная потребность подростка старшего школьного возраста, как и повышенный интерес к общению со сверстниками. Ведущая потребность возраста у них — вовсе не учеба, а общение с друзьями и романтическим интересом.
• Перепады настроения вызваны неустойчивым гормональным фоном, а то, что он перестал слушаться и начал грубить, — часть процесса сепарации от родителей. Это естественный этап взросления, когда человек начинает «примерять» на себя роль взрослого, которому никто не указывает, что ему делать. В большинстве случаев период бурного протеста благополучно завершается, когда подросток понимает, что он уже действительно официально признан взрослым и никто не покушается на его права. Но до тех пор, пока он требует к себе взрослого отношения (понимая под этим свободу, но не ответственность), а родитель видит в нем ребенка и пытается его контролировать, — обоим приходится трудно.
• Подросток скорее услышит мнение человека, который относится к нему с уважением и интересом, чем мнение того, кто ему не доверяет. Родителю может быть страшно умерить контроль за взрослеющим ребенком, но на самом деле, в подростковом возрасте человек способен скрыть все, что захочет, поэтому доверительные отношения гораздо важнее попыток оградить ребенка от риска и опасных увлечений. Если у него хорошие отношения с родителями, он справится с опасностями, а где потребуется, сам спросит совета.
• И наконец, самое важное. Подростки старшего школьного возраста очень часто ведут себя так, как будто родители им вовсе не нужны и только мешают. Бывает, что они так и говорят, и родителям очень обидно это слышать. Бывает, что сами подростки так думают. Но дело в том, что это неправда. Родители им очень нужны, даже если они не всегда это понимают. Потому что родители — это те люди, которые останутся рядом, невзирая ни на что.

photo 1500771309643 de18b0aea901

Телефон доверия

В рамках мероприятий к 10-летию ДТД для повышения уровня информированности о возможности получения экстренной психологической помощи в дистанционной форме Фондом проведены четыре Всероссийские  PR-акции, материалы которых также предлагаются к использованию:
- общероссийская акция «Голос доверия», в которой 10 популярных актеров, музыкантов и блогеров в прямом эфире ответили на вопросы школьников из разных городов страны о своем опыте взросления, построении отношений с родителями и сверстниками, преодолении одиночества и жизненных трудностей;
- юмористическое ток-шоу «Семья вверх тормашками», в котором известные ведущие, актеры и эксперты-психологи разобрали 10 самых актуальных тем детско-родительских отношений, предлагая посмотреть на
них с неожиданной стороны или ставя родителя на место ребенка;
- психологическая онлайн-игра «В поисках Башни», основанная на интерактивных игровых техниках для проработки типичных подростковых проблем в эмоциональном общении и противостоянии негативному давлению (игра адаптирована как для самостоятельного прохождения, так и для 2
группового проведения с углубленной проработкой заданий и психологических техник со специалистами в качестве помощников);
- интеллектуальная игра-квиз «Как стать крутым - 10 лайфхаков о доверии от звезд» с видео-вопросами от известных представителей 10 профессий (актера, ученого, космонавта и т.д.) и комментариями психолога, демонстрирующими подросткам, как поверить в себя и воспитать лидерские качества, стать успешным в выбранной профессии, справиться со страхом и  еуверенностью (игра разработана для учеников 1-5 и 6-11 классов).
Записи трансляций ток-шоу «Голос доверия» и «Семья вверх тормашками» доступны на сайте ДТД https://telefon-doveria.ru/ и на YouTube- канале https://www.youtube.com/channel/UCJ32UJtjzS3bijwz3iOxsvA

В течение 2021 года вариант игры «В поисках Башни» для самостоятельного прохождения в онлайн-формате будет доступен по ссылке https://telefondoveria.ru/vpoiskahbashni/#game.
Материалы онлайн-игры «В поисках Башни» и игры-квиза «Как стать крутым – 10 лайфхаков о доверии от звезд» (сценарии, инструкции, видеоролики, макеты, раздаточные материалы и рекомендации к проведению)
объединены в электронные «методические кейсы» и доступны для самостоятельного проведения в любой подростковой группе 

by joomlana.net